Тормозные контуры
Сейчас мы поговорим об основных этапах развития тормозной системы автомобиля. На каждом этапе мы вкратце рассмотрим принцип работы тормозной системы, чтобы вы в общих чертах знали, как работает тормозная система именно вашего автомобиля. Знание принципов работы тормозной системы поможет вам более эффективно замедляться (не хочу говорить «тормозить», а то это может вызвать у вас неправильные ассоциации).
Наверняка все мы помним старые фильмы, в которых злоумышленники перерезают тормозной шланг, из-за чего тормоза перестают работать и главный герой попадает в аварию. Тогда это было актуально. Сейчас тормозная система имеет несколько контуров (обычно 2), это позволяет остановить машину даже в случае повреждения тормозного шланга или при других неисправностях. Существует 3 общепринятых схемы разделения тормозных контуров.
1-я заключается в том, что один контур действует на переднюю ось, а второй — на заднюю. Т. е. шлаг нужно перерезать не только спереди, но и сзади. Но, как показывает практика достаточно перерезать шланг спереди, поскольку на переднюю ось приходится 60-70% тормозных сил, а на заднюю — всего лишь 30-40%, отсюда следует, что если поврежден передний контур, то тормозной путь .удлиняется в среднем в 2,5 раза. Распределенная схема применяется на заднеприводных ВАЗах (2101, 2103, 2104, 2105,2106, 2107), «Волгах» и УАЗах.
2-я схема называется диагональной. Суть ее заключается в том, что один контур действует на правое переднее и левое заднее колеса,, а второй — на левое переднее и правое заднее. Это еще более коварная схема, чем предыдущая: если в 1-м случае просто увеличивается тормозной путь (в 2,5 раза), то теперь тормозной путь увеличивается в 2 раза, но при этом машину может развернуть, поскольку тормозные силы действуют по диагонали. Такая схема применена на переднеприводных В АЗах (2108, 2109, 21099), Тавриях и некоторых других авто.
3-я схема является наиболее безопасной, поскольку 1-й ее контур действует на все 4 колесу а 2-й — только на передние. В случае отказа 1-го контура положение спасет 2-й — тормозной путь увеличивается на треть (на 1/3, а не в 3 раза), а в случае отказа 2-го контура — тоже на треть + 10%. Как видите, эта схема распределения тормозных контуров является самой оптимальной. Она применена в автомобилях «Москвич», «Нива».