К этой категории водителей относят тех, кто только учится ездить, и тех, кто уже научился, но до сих пор не привык к мысли, что он все-таки ездит. Пожалуй, второй тип более интересен, поэтому мы будем ориентироваться на него. Что же касается первого типа, то тут ничего сказать пока нельзя — человек учится. Не у всех все сразу получается. Может, через год этот человек будет отлично водить, перейдя тем самым на следующую ступень эволюции. А может, он так и останется на данном этапе — ведь потенциал обучения у всех разный. Кроме того, многие идут сдавать на права, даже не стремясь впоследствии управлять автомобилем. Права им нужны «для — авось когда-то пригодятся. Другие же, сдав на права, просто понимают, что вождение — это не для них.
У кого-то тяга к автомобилю и прочей двигающейся технике, как говорится, в крови. А некоторые вообще не понимают, зачем нужны автомобили, если есть общественный транспорт — в крайнем случае, всегда можно вызвать такси. Но иногда такие непонимающие люди все-таки покупают личный транспорт. Зачем он им нужен? Просто для перемещения из пункта А в пункт Б. Вряд ли у такого водителя автомобиль будет чем-то выделяться из потока.
Но тут дело не во вкусе, а в психологическом развитии человека. Как правило, такие люди не привыкли думать своей головой. Они покупают автомобиль, потому что их заставили родственники или на работе возникла необходимость в личном транспорте. За них принимает решение кто угодно, только не они сами. Например, однажды утром жена сказала: «Давай купим автомобиль». Деньги есть, почему бы и не купить? Жене вроде как престижно, ведь у соседей есть, а у нас — нет. А муж, если бы он вовремя осознал, что автомобиль — это не для него, то вовремя отказался бы. Но этого не произошло. Итак, автомобиль куплен. Как правило, еще до того, как будущий «водитель» сдал на права. Он записывается в школу, проваливает экзамен, опять экзамен — теперь уже жена платит деньги, чтобы только он сдал, в итоге права куплены. А ездить-то как? Вот так и ездят. В «народных ПДД» есть одно заветное правило — ДДД — «дай дорогу дураку». Таких вот «начинающих» водителей, можно сказать первобытных, видно издалека. Для такого водителя автомобиль — это что-то не из мира сего, создается такое впечатление, что он и сам не понимает, что он делает на дороге. Лучше таким дорогу уступать. Ведь вы же уступаете инвалидам место в трамвае? Точно так же и на дороге — пусть едет.
К начинающим относится и другой тип водителя, который беспрекословно старается выполнять правила дорожного движения. Он как робот: красный — стоим, желтый — начинаем трогаться, а зеленый — полный газ… в пешехода, который еще не закончил переходить дорогу, или в автомобиль, который пролетал на желтый или уже на красный. Как правило, такие водители чаще попадают в аварии, чем те, которые нарушают правила. Ведь Правила и созданы для того, чтобы их нарушать, конечно, в меру разумного. Вот только не нужно воспринимать вышесказанное как агитацию за нарушение ПДД. Нет, ни в коем случае. Правила нужно выполнять, но работать как нужно они будут, только если их выполняют все. Но сами понимаете, что такое невозможно. Поэтому Правила нужно знать, только иногда допускается небольшое отклонение от Правил — тут нужно смотреть по ситуации. Это даже в самих ПДД записано: неужели там сказано, что можно наехать на пешехода, если тот переходит дорогу на красный свет, тем самым нарушая ПДД? Конечно же, нет.
Если же за рулем обычный начинающий водитель в прямом смысле этого слова, который ездит всего пару месяцев, многого от него требовать не нужно. Чтобы научиться уверенно водить, человеку нужно хотя бы год-два. В компьютерном мире неопытных/некомпетентных в чем-то людей принято называть «чайниками». Такое определение можно применить и для начинающих водителей.
Все мы видели (может быть, и не все, но вы обязательно вскоре увидите) людей солидного возраста за рулем, которые непонятно что творят на дороге. Если человек недавно сел за руль, его еще можно понять, но, как правило, обычно на права сдают в среднем в 20 лет, а значит, к 40 годам уже должно быть полно водительского опыта…
Давайте разберемся, почему один человек уже за полгода научился хорошо управлять машиной, а другой второй год не может научиться нормально трогаться с места? Скорее всего, данное явление можно объяснить тем, что у некоторых людей на генетическом уровне заложены «основы» перемещения в пространстве, например, родители или прародители умели управлять транспортным средством — машиной, каретой, кораблем или просто умели ездить на лошади. Если же таковых в роду не было, то этому человеку будет сложнее научиться управлять автомобилем, поскольку он начинает свою историю водителя с «чистого листа». Такие люди, как правило, даже не умеют ездить на велосипеде — просто для них это что-то новое, они не чувствуют скорости перемещения, не ощущают габаритов авто, не могут рассчитать тормозной путь.
Факторы развития водителя
На развитие водителя наиболее влияют следующие факторы:
- Возраст
- Состояние здоровья
- Пол
- Материальное положение
- Психофизиологические качества
- Личностные, социальные качества
Возраст
Думаю, ясно, что лучше всего учиться, пока вы молоды. Во-первых, лучше восприятие. На освоение одного и того же материала человек, скажем, в 18-20 лет потратит в 2-3 раза меньше времени, чем на освоение этого же материала в возрасте 40 лет. Во-вторых, время реакции в молодом возрасте выше, чем в пожилом. Чем меньше время реакции, тем лучше. О реакции мы еще поговорим — для нас, водителей, это важный вопрос.
Состояние здоровья
Состояние здоровья влияет как на процесс обучения, так и на процесс вождения вообще. Если человек болен, то ему, как правило, трудно сконцентрироваться на основном — ему сложнее учиться. Причем одинаково плохое влияние оказывают как «временные», так и «хронические» недуги. Если вы больны, скажем, гриппом, постоянно чихаете и кашляете и в данный момент учитесь, то лучше вам воздержаться от вождения, даже под присмотром инструктора. К тому же, скорее всего, вы принимаете какие-то лекарства, которые могут ослабить вашу реакцию. С «хроническими» недугами тоже нелегко, например, водителям с плохим зрением или слухом приходится тяжелее, чем остальным.
Пол
Согласно официальной статистике, женщины менее внимательны за рулем и чаще попадают в аварии, нежели мужчины. Но это еще не все. Согласно той же статистике, женщины попадают в гораздо менее опасные аварии, чем мужчины, т. е. летальных случаев в таких авариях значительно меньше. Это объясняется тем, что женщины чаще мечтают за рулем, но мечтать они предпочитают на скорости в 2-3 раза меньшей, чем мужчины.
Мужчинам свойственно не только меньшее время реакции, но и большая степень «геройства», что становится причиной аварий с тяжелыми последствиями как для «здоровья» автомобиля, так и для здоровья водителя — это прежде всего.
Материальное положение
Данный фактор может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Рассмотрим небольшой пример. Все мы знаем о существовании школ контраварийного вождения, т. е. в таких школах учат, как избежать аварии. Обучение в таких школах стоит довольно дорого, и не каждый может себе его позволить. Но у некоторых водителей есть средства на такое обучение. Одни после такой школы начинают водить более внимательно (это не означает медленно!), понимая, что может случиться в случае ошибки водителя. А у других резко повышается самооценка, и они начинают «парить» над дорогой — мол теперь я настоящий ас и из любой ситуации смогу выйти победителем. Но реальность оказывается довольно суровой — достаточно проехаться по трассе, и вы увидите, сколько таких «асов» там и осталось.
Запомните: настоящий профессионал не тот, кто сумеет выйти «сухим» из любой ситуации; он просто не допустит неоднозначной, угрожающей ему и его автомобилю ситуации.
Психофизические качества
К психофизиологическим качествам относят силу нервной системы (можно понимать как силу воли), темперамент, внимание и пр. Рассмотрим несколько ситуаций. Светофор, красный свет, небольшая пробка. У одного из водителей хватает нервов медленно двигаться в потоке, а у другого - нет. Он выстраивается «левее левого», т. е. выезжает на встречную полосу и пытается как-то протиснуться. У второго силы воли не хватило…
Вторая ситуация: автобус или другое большое транспортное средство закрывает обзор. Один из водителей заметил «под колесами» крупногабаритного транспортного средства ноги пешехода, а другой — нет. Как результат — наезд на пешехода. Второй водитель был невнимательный…
Знаю, вас сбила с толку фраза «под колесами», а потом «ноги пешехода». Не подумайте, что пешеход уже был сбит автобусом. Просто он переходил дорогу, а автобус закрывал видимость. Единственное доступное для водителя пространство — это расстояние от земли до порога кузова автобуса. Сквозь него можно увидеть пешехода, точнее его ноги, и принять меры, чтобы избежать наезда на последнего. Если вы этого не знали, возьмите данное правило себе на заметку — в будущем оно спасет здоровье и/или жизнь пешехода.
Личностные, социальные качества
Личных качеств довольно много, но с отрицательной точки зрения на развитие водителя влияют следующие: недисциплинированность, конфликтность и отсутствие интеллекта.
Иногда можно наблюдать такую ситуацию: узкая дорога, по одной полосе в каждую сторону, перегружена, т. е. автомобили с небольшой скоростью двигаются в обе стороны и тут впереди идущий автомобиль начинает разворачиваться… Вот скажите, есть ли у его водителя интеллект? Скорее наблюдается полное его отсутствие.
Большинство аварий происходит из-за некорректных действий водителя. Но одни нарушают правила сознательно, а другие даже не понимают, что их действия просто неприемлемы с точки зрения здравого смысла. Это как раз о том водителе. Если вы нарушили правила, а кто-то вам вдогонку, открыв окно, кричит и нецензурно ругается, знайте — это проявляется второе качество — конфликтность.